Не перестает удивлять, как организована (вернее - не организована) система вентиляции любого современного (начиная с советского периода) дома.
Вентиляция не возникнет сама по себе. Любая система вентиляции работает только (!) при наличии приточной вентиляции, подающей свежий воздух, и вытяжной вентиляции, удаляющей загрязненный воздух из помещений. Отсутствие одной из этих двух составляющих системы ведет к её прекращению. И «вытяжки» под потолком кухни и ванной комнаты абсолютно не решают эту проблему, если нет притока воздуха.
Со школы мы помним, что теплый воздух легче холодного, и он всегда будет стремиться подняться наверх, т.е. под потолок комнаты (эффект конвекции). Углекислый газ ведет себя точно также. А если нет работающей системы вентиляции, то он остается в комнате. По мере насыщения помещения углекислотой от человеческого дыхания и при отсутствии вентиляции, её уровень (красная линия СО), будет опускаться из-под потолка все ниже и ниже, пока не заполнит весь объём помещения.

А теперь задачка из курса школьной физики.
Справочные данные. Человек при дыхании выделяет от 15 до 18 куб. дм. углекислого газа в час. А наш СНиП требует ≈ однократной смены воздуха в помещении за 1 час.
Условия. Спальня 15-18 м2 в любом современном коттедже или высотном, многоквартирном доме. На улице -15°С. Окна и форточки, естественно, закрыты. В комнате 8 часов спят два взрослых человека. Отверстие вытяжной вентиляции находится под потолком в ванной комнате (но не в спальне). Современные, без щелей, двери в спальню и ванную закрыты.
Вопрос. Чем будут дышать два человека, спящие в этой комнате, если отверстия приточной вентиляции нет и даже не предусмотрено проектом?
Правильный ответ. К утру дышать они будут тем, что раз или два уже выдохнули. Оптимизма, энергии и жизнерадостности, в начале трудового дня, это явно не добавит.

Начал искать причины этого нарушения принципов и правил проектирования. Опытный и много знающий строитель мне объяснил, что идет это с советских времен, когда эта норма СНиПа просчитывалась советскими проектантами и обеспечивалась инфильтрацией свежего воздуха в квартиру через неплотные примыкания дверей и окон. И только один человек, из многих опрошенных, построивший себе недалеко от Киева целое имение, знал об этом факте, хотя приточной вентиляции у него в доме я тоже не увидел.
А теперь вспомните щели в рамах и дверях наших советских квартир! Правда, меня гложет сомнение, что через щели можно было обеспечить полный обмен воздуха в квартире за один час. Хотя, учитывая размеры советских квартир, высоту потолков и диаметр щелей – вполне допустимо. Ну а если не хватало воздуха, для этого у нас, и только у нас, было такое изобретение, как форточка. То есть, вытяжка предусматривались в кухне и в ванной, а приток – через щели и форточки. Это был типично советский, экономичный подход к быстровозводимым, в послевоенный период, и недорогим зданиям, типа «хрущевка».

С тех пор прошли десятилетия. Дома стали выше, планировки удобнее, стремительными темпами развивается коттеджное строительство. В наш обиход прочно вошли новые строительные названия – пенобетон, пеноизол, ламинат, изоплен, стеклопакет, пенополистирол, пенопласт, импортные стекло и минеральные ваты, пленки гидро и паро изоляции, ДСП, ДВП, OSB плиты и пр. Другими словами - «вредностей» в наших домах стало значительно больше. А что изменилось в системе вентиляции жилых помещений? А б с о л ю т н о н и ч е г о! Ничего не изменилось потому, что учат сегодняшних зодчих те, кого этому не научили за годы советской власти. Откуда им знать, что окна, испокон веков, предназначались для освещения помещения днем и для обзора изнутри наружу. Но не для вентиляции!!!
Осмотритесь внимательно в своей новой квартире или шикарном доме. Попробуйте найти хотя бы одно отверстие запроектированной приточной вентиляции. Они не предусматриваются!!! Так до сих пор и считается, что воздух будет попадать внутрь квартиры через щели. Теперь попробуйте найти щели в своих современных металлопластмассовых окнах (кроме приоткрывающейся фрамуги-форточки, которая вовсе не решает проблему) или дверях. Щелей стало значительно меньше, и дышать в наших современных квартирах и коттеджах из года в год становится все тяжелее и вреднее.
К выдыхаемому нами углекислому газу, добавились мономеры (в простонародье - пары) фенолформальдегида (легкий и дешевый клей, которым склеено, практически, все, будь то фанера, ДСП, ДВП, OSB плиты, минваты, пластики и т.д.), стирола (пенопласт и пенополистирол), изола и т.п. Их ПДК (предельно допустимая концентрация) рассчитывается производителями и утверждается нашими сертификаторами, исходя из СНиПа, который предусматривает однократный обмен всего воздуха в помещении (квартире, доме) в течении одного часа, а не из реальности. А если этого обмена нет (как повсеместно у нас), то ПДК любого вышеназванного материала в помещении резко возрастает, становится токсичным и опасным для здоровья. Плюс выдыхаемая нами углекислота. Букет не для слабонервных.
Но, ни строителей, ни архитекторов, ни экологов это не интересует, а жильцов (по их незнанию и наивной доверчивости к проектантам и нормам) это особо не волнует. В итоге - мы получаем синдром «больного дома», хорошо известный на Западе, где впервые стала применяться герметичная столярка. А «больной дом», в котором мы проводим большую часть времени – это серьезнейшая проблема для здоровья человека, особенно для детей.