Сегодня, когда явно возросли требования к художественной стороне архитектуры, проблема выбора строительных материалов приобретает особую актуальность. Азартное освоение всех новинок, предлагаемых рынком – занятие для архитектора, безусловно, увлекательное, но не всегда является синонимом творчества и новаторства. Известно, что Ф.Л. Райт, А. Аалто, Л. Кан и многие другие корифеи архитектуры, свои самые дерзкие замыслы воплощали с помощью материалов «земных» и традиционных: неокрашенного дерева, необработанного камня и стандартного кирпича. Умение из обычного создать нечто невиданное, а из унифицированных элементов – уникальное, вот в чем заключается истинное новаторство. Поразительный по разнообразию форм храм Василия Блаженного в Москве сложен из 18 типоразмеров фигурных кирпичей. Не менее совершенный памятник, храм Вознесения в Коломенском – из девяти, а все орнаментальное богатство среднеазиатской архитектуры держится всего лишь на четырех стандартных элементах декора.
Именно поэтому непритязательный кирпич, древнейший строительный материал, был и остается, в буквальном смысле «пробным камнем» для зодчего. Более того, в современных условиях он стал одним из главных средств «гумманизации» искусственно создаваемой вокруг нас среды. Почему? Кирпич изначально соизмерим с человеческой рукой, и потому всегда был связующим звеном между архитектурой (особенно крупномасштабной) и человеком. Восприятие сплошной бетонной стены и стены кирпичной, как говорится, - две большие разницы. В первом случае, мы испытываем визуальный прессинг, во втором – эстетическое воздействие ритмической кладки. Можно понять логику древних египтян, изобретателей кирпича. Когда живешь в городе-некрополе, в окружении гигантских гробниц, невольно придет в голову идея строить жилища из деталей, соизмеримых самому себе, а не величию фараона. Просто, удобно, да и глазу приятно. Тем более долина Нила издавна славилась большими залежами глины.
Универсальная единица
Кирпичное производство – одно из древнейших в человеческой культуре. Кирпич стали изготавливать в Египте за шесть тысячелетий до нашей эры, и с тех пор его производство остается важнейшей областью в индустрии строительных материалов. Самое ценное свойство кирпича заключается в том, что обожжённая глина камнеподобна и плохо проводит тепло. Но не только этим обусловлено его историческое долголетие. Прежде всего, тем, что кирпич имеет неизменную форму и размеры. Поэтому его можно было заготавливать впрок, вне зависимости оттого, что из него станут возводить – жильё или городскую крепость. И вот из этого единственного стандарта, размером с ладонь, строили и строят самые разнообразные сооружения: жилые дома и храмы, больницы и театры, библиотеки и бани и т.п. Из одного и того же кирпича-стандарта выкладывают стены разной толщины (в полкирпича, в кирпич, в полтора кирпича и т.д.); получают различные конструкции (арки, своды, купола…); создают архитектурные детали (карнизы, пилястры, тяги и т.д.) и орнаменты с помощью различных кладок – русской, фламандской, американской. Кирпич универсален, именно это свойство сделало его «вечным» материалом.
Но что происходит сегодня? На рынке появляется все больше торговых марок: кирпич клинкерный, шамотный, лицевой… Соответствуют ли новые его разновидности старому содержанию, т.е. традиционному стандарту? Выясняется, что в соответствии с ГОСТом стандарт, как и прежде, 250х120х88 мм, одинарный модульных размеров – 228х138х63 мм, утолщенный модульных размеров – 228х135х88 мм. Кроме того, ГОСТ разрешает предприятиям изготовителям по соглашению с потребителем выпускать на заказ изделия нетрадиционных габаритов и форм – полуторный кирпич (250х120х103 мм) и двойной (250х120х138мм). Однако, во всех случаях отклонения от стандарта (или оттого, что указано в договоре) не должно превышать: по длине +/- 5 мм, по ширине +/-4 мм, по толщине +3/-2 мм.
Стандарту должны соответствовать не только размеры изделия, но и его внешний вид. Т.е. поверхность граней должна быть плоской, ребра – прямолинейными. Правда, у рядового материала допускаются закругления вертикальных ребер радиусом до 15 мм. По фактуре поверхности ложковой и тычковой граней изделия могут быть гладкими или рифлёными. Для строительства не считается браком наличие некоторых дефектов. Отбитостей углов глубиной 10-15 мм и повреждений рёбер глубиной до 10, длиной до 10-15 мм может быть по две на штуку. Возможны трещины протяженностью до 30 мм по одной на ложковую и тычковую грани. Отколы поверхности (3-10 мм) разрешены в количестве до 3 штук на кирпич.
Признаки «недожога» кирпича – горчичный цвет, глухой звук при ударе. В результате такого брака – плохая водо- и морозостойкость изделия. Для «пережога» характерны черные подпалины, оплывшая форма, повышенные плотность и теплопроводность (тепло будет «утекать» гораздо интенсивнее).
Кирпич не должен содержать в себе включений крупных частиц извести и камней. Если они присутствуют, то начинают впитывать влагу и разбухают, вызывая отколы на поверхности кирпича.
Виды кирпичей и разновидности
Кирпич бывает двух видов: керамический и силикатный. Не отличаясь друг от друга по размерам, они приготавливаются разными методами. Керамический формируют из глины и потом подвергают обжигу. Сырьевая смесь силикатного состоит из извести и кварцевого песка и обрабатывается автоклавным методом.
Керамический кирпич имеет несколько разновидностей:
Кирпич полнотелый. Предназначен для кладки внутренних и внешних стен, возведения колонн, столбов и других конструкций, несущих помимо собственного веса дополнительную нагрузку.
Кирпич пустотелый. Часто его называют «дырочным», «щелевым», «самонесущим» или »лёгким». Предназначен для кладки облегчённых наружных стен, перегородок, заполнения каркасов высотных зданий.
Кирпич облицовочный. Другие названия – «лицевой» или «фасадный». Этот кирпич используется в облицовке зданий. Хотя затраты на его материал выше, чем на оштукатуренные, «керамический» фасад отличается гораздо большей долговечностью, чем штукатурка. Декоративен облицовочный фактурный кирпич: его поверхности украшены рельефами или обработаны под натуральные материалы – «мрамор», «зернистый гранит», «сколотый камень» и т.п.
Облицовочный кирпич имеет еще одну интересную разновидность – «фигурный». Его отличительные признаки – скругленные углы и ребра, скошенные или криволинейные грани. Подобные особенности кирпича позволяют возводить сложные элементы: арки, круглые колонны, лепной декор на фасаде.
Кирпич облицовочный глазурованный и ангобированный. Предназначен для декоративной облицовки внутренних и наружных стен. По особой технологии на поверхности кирпича образуется блестящий цветной слой из стекловидной массы. Глазурованный кирпич позволяет выкладывать мозаичные панно, как в интерьере, так и на фасаде зданий. Ангобированный кирпич предназначен для таких же целей, но обладает непрозрачной матовой поверхностью и широкой цветовой гаммой.
Кирпич клинкерный. Предназначен для облицовки цоколей и фасадов, мощения дорог, дворов и полов в цехах промышленных зданий. Фасад, отделанный клинкерным кирпичом, долгое время не нуждается в ремонте, грязь и пыль практически не проникают в структуру его поверхности, а широкий спектр цветовых и фигурных вариаций позволяют с помощью кирпича создавать различные декоративные эффекты.
Кирпич печной шамотный. Предназначен для кладки топок печей и способен выдерживать температуру свыше 1600 0С. Еще его называют «огнеупорным». Изготавливают такой кирпич из специальной огнеупорной глины шамота и разной формы: классической (прямоугольной), трапециевидной, клиновидной и арочной.
Кирпич – мазок в живописной картине
Из стандартного, обезличенного кирпича архитекторы прошлого умели создавать безгранично разнообразные произведения, в которых был типизирован лишь первоэлемент, а не внешние формы сооружения. Обогащение архитектурного языка происходило не за счет количества модульных типов, а путем умножения числа вариантов их связи в системе сооружения. Появление кирпича закругленных форм сразу же обогатило арсенал выразительных средств: это позволило выкладывать или облицовывать самые сложные, криволинейные по характеру поверхности. Обновленный древний материал позволил отказаться от плоскости трактовки стен в пользу их скульптурной выразительности.
Сегодня эта тенденция заметна не только в сложной моделировке поверхности, но и в более художественной разработке фактуры и цвета. Да и сама по себе микропластика кирпичной кладки создает своеобразную «вибрацию» плоскости, что обогащает визуальное восприятие сооружения в целом. Здесь уместно обратить внимание на одну специфическую особенность кирпичных строений. В них случайное отличие одного кирпича от другого воспринимается всегда как естественная живописная «игра» поверхности. Ведь каждый кирпич по своему масштабу – это всего лишь «мазок» в общей картине. В то же время даже незначительные различия таких крупных элементов здания, как панель или блок, выглядят как вопиющий дефект.
И еще важный момент. Кирпичное здание, являясь, по сути, одним из традиционных элементов городской среды, может выполнять особые функции в городской среде. Наиболее важная среди них – связь новых зданий с ранее сложившейся застройкой. Выбор идентичных материалов позволяет избежать дисгармонии и малоэстетичных контрастов, которые, увы, еще очень часто нарушают исторически сложившиеся ансамбли.
Вместо заключения
Как известно, в искусстве не бывает хороших или плохих материалов, «модных» или «устаревших». Как и в любом деле, есть хорошие и плохие художники. Древнегреческие керамисты сумели из грубой глины, к тому же обожженной в печах (неравномерная усадка), создать совершенные художественные сосуды и вазы для массового потребления. Весь древний Вавилон вместе с его знаменитой башней и Висячими садами был возведен из кирпича-сырца), ожженный кирпич применялся только в крепостных стенах и нижних этажах строений). От монументальных сооружений Вавилона ничего не осталось, если не считать расплывшиеся холмы у маленького иракского городка Хилле. Стены из сырцового кирпича раскрошились, размылись и превратились в прах. И только восторженные описания древних историков да археологические раскопки позволяют представить великолепные храмы и дворцы, строительством которых прославился Навуходоносор в частности, а Вавилон – в целом. Время унесло былую красоту, но не уничтожило память о ней. Вот и получается, что со всех сторон – кирпич – материал вечный…